Форум о заработке, инвестициях и криптовалюте - Показать сообщение отдельно - Вольные рассуждения на тему экономики (и политики)
Показать сообщение отдельно
Старый 08.04.2010, 06:36   #10
stalker
Новичок
 
Регистрация: 03.12.2009
Сообщений: 176
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
По умолчанию

Первая жертва







У каждого великого события есть свой символ и своя символика. Для нынешнего кризиса в качестве такового, пожалуй, можно выбрать название Lehman Brothers. И даже не потому, что после его краха кризисные явления перешли в острую фазу, а поскольку сам этот банк не только породил кризис, но и стал его органическим порождением.



Проблемы у банка Lehman Brothers возникли еще в 2007 г. но тогда благодаря «креативной бухгалтерии» их удалось замаскировать. В частности использовали такой инструмент, как РЕПО-105. Он позволяет прибыль будущих периодов показывать в качестве текущей прибыли на основании продажи ценных бумаг.



Крах банка поставил всю финансовую систему США в тяжелое положение. Затраты на достижение финансовой стабильности оказались поистине астрономическими. Только казначейство на эти цели израсходовало почти 700 млрд долл., ФРС – 1,68 тлрн долл., федеральная корпорация по страхованию депозитов — 837 млрд долл.



Почему понадобились такие огромные вливания? Причин несколько. На протяжении последних 30 лет спрос в США стимулировался преимущественно за счет кредитования, в итоге совокупная долговая нагрузка на домохозяйства увеличилась в 2 раза: примерно с 60% до 130% от их доходов. А чтобы в этих условиях можно было бы рефинансировать долги, стоимость кредитов постоянно снижалась: учетная ставка с 18% в 1981 г. снизилась практически до нуля к концу 2008 г.



Это означает, что резерва для дальнейшей поддержки спроса больше не остается. Следовательно, он начнет сокращаться. Отсюда возникает целая цепочка событий. На спрос ориентируются перспективные бизнес-планы компаний, корпораций, банков. Если по всем выкладкам он сужается, значит, планы расширения производства и услуг становятся скромнее. А это ведет к тому, что для банков наступают особенно неблагоприятные времена, такая ситуация повлияет на ухудшение качества их будущих активов, компании уже взяли ссуды под свои будущие доходы, а они могут не оправдать ожидание. И если общий потребительский спрос окажется в миноре, с возвращением занятых денег могут возникнуть проблемы. Уже сегодня в Америке признано плохих долгов на 1,5 трлн долл.



Кризис вскрыл многие пороки и болезни американской финансовой системы, которые не лечились в течение многих лет. Охваченные кредитоманией банки выдавали кредиты тем, кто не соответствовал для этого никаким критериям. Под покровом бесконечных разговоров о высокой деловой этике, которая подтверждалась соответствующими рейтингами кредитных агентств, процветали сомнительные методы ведения коммерческих операций, вплоть до откровенного мошенничества. Когда изумленный мир в 2001 г. узнал, что происходило в компании «Энрон», то многим это казалось случайным и не характерным событием. Но теперь становится понятно, что на самом деле такие методы были распространенной практикой.



Правда, нет худа без добра. Скандал с «Энрон» в какой-то степени помог США. С начала 1980-х годов баланс по текущим операциям отрицательный, страна жила за счет притока иностранного капитала. Перед историей с газовым концерном курс доллара к евро был 0,83 в пользу американской валюты. После дела «Энрон» доллар стал быстро падать, что дало преимущество американским экспортерам, но создало угрозу для оттока средств. Сегодня также наблюдается отрицательный баланс по текущим операциям, и есть все предпосылки для падения доллара. Но проблемы в еврозоне приостановили этот процесс, и доллар стал даже укрепляться.



Всем понятно, что американская финансовая система, а на самом деле американская экономика нуждается в капитальном ремонте. На протяжении десятилетий говорили, что американская экономика растет благодаря росту спроса. Но если она растет благодаря росту спроса, то и развивают спрос, а не производство. Отсюда гипертрофированное распространение кредитования, когда кредиторы забывают о самых элементарных постулатах риск-менеджмента.



Система бесконечного стимулирования спроса основана на трех китах: спрос должен непрерывно расти, денежное предложение должно поспевать за ним и постоянно возрастать, а добиваться этих целей следует в таком же в режиме non-stop падения стоимости кредита. И вся гигантская американская экономическая и финансовая машина была выстроена для реализации этих задач. Не надо быть пророком, чтобы понять: настанет момент, когда эта пирамида рухнет. Вопрос лишь в том, как будет происходить падение?



Сегодня мы имеем счастье, или, несчастье присутствовать при этом историческом событии. Благодаря невиданному в истории вспомоществованию со стороны американских властей, этот процесс удалось сначала замедлить, а затем и приостановить. Но не отменить. В мире происходит кардинальный пересмотр правил игры, в том числе они затрагивают и новые обязательства. Но американские «жирные коты» противятся этому даже в кризис, когда система шатается, они не хотят сокращать свои доходы, размер фантастических, ничем не обоснованных бонусов. И напрасно: лучшие перемены идут сверху, а не снизу.



В чем заключается протест Исландии, граждане которой отказались на референдуме погашать долги банка-банкрота иностранным вкладчикам? Они не согласны с тем, что жители должны платить им по сути дела из своего кармана, а вот банкиры отнюдь не стремятся сократить свои вознаграждения. С аналогичными лозунгами выходят на демонстрации греки, они также требует распределить бремя долгов поровну.



Впрочем, и в США понимают, что так дальше жить невозможно, правила нужно менять. Об этом регулярно твердит президент США Б. Обама. Вопрос в другом: а есть ли в стране силы, способные предложить такие радикальные изменения? Экономический штаб президента составляют люди, которые создавали нынешнюю систему. Они-то сегодня и сидят на кассе, которая выдает средства нуждающимся миллиардерам. Сити-групп получила 290 млрд долл., AIG — 168 млрд долл., Бэнк оф Америка — 45 млрд долл., прочие — 98 млрд долл. С такими благодетелями не пропадешь. Свои спасают своих, потому что тем самым спасают себя. Когда в 2008 г. губернатор штата Нью-Йорк заявил, что страховым компаниям штата не хватает капитала, и потребовал либо его восполнить, либо отдаться под покровительство регулятора, то лишился своего поста.



Одним из самых перспективных научных направлений считается генная инженерия, создание новых биотехнологий. Однако финансовая инженерия далеко обогнала биологическую. За эти годы было изобретено огромное количество различного рода подобных бумаг, многие из которых по сути дела торговали воздухом. В итоге образовались гигантские мусорные свалки токсичных активов. Но сколько их точно, не знает никто. А одни токсичные активы порождают другие, падение спроса ведет к образованию их новых порций. Президент США Обама намерен снизить размер финансового рычага, который достиг совершенно немыслимых размеров. На один реальный доллар образуется деривативов на 100 долларов, а это означает, что экономика превращается в один огромный финансовый пузырь. И остается только гадать, когда он лопнет.

Но тут возникают определенные проблемы. Пока экономика не перестроилась, пока она по-прежнему ориентируется не на производство, а на спрос, снижение размера финансового рычага означает снижение спроса, который уменьшает экономический рост. Второй вопрос в том, насколько синхронно это будет происходить. Если Америка умерит пыл своих финансовых спекулянтов, но этого не произойдет в других мировых финансовых центрах, то деньги из США понесутся туда. Поэтому так важна синхронность этих перемен.



За последние десятилетия доля финансового сектора в прибылях корпораций выросла с 25% до 50%. Снижение размера финансового рычага означает снижение их доходов. А деньги под будущую прибыль уже заняты, сделаны заказы, нанят персонал. Что теперь с этим делать? И где получать выпадающие доходы? Такая ситуация не может не вызывать брожение.



По мере развития кризиса узел мировых противоречий становится все туже и запутаннее. И никто не знает, где лежит меч, который его разрубит. Когда создавалась еврозона, многие понимали, что она создается вопреки даже не законам экономики, а здравому смыслу. Не может одна валюта обслуживать высокотехнологичные и сырьевые экономические системы. Это нонсенс. Чтобы такой механизм работал, требуется постоянный приток новых денег. Пока мировая экономика, как тесто, росла, он покрывал эту диспропорцию, преимущественно за счет Америки. Спрос упал, вся порочность Еврозоны вылезла на поверхность.



В итоге мир столкнулся с проблемой, которую не знает, как решить. Финансовый сектор, который создан с целью питать финансами мировую экономику, сегодня стал главным получателем денег: получил в 5 раз больше, чем другие сегменты. Все боятся, что его крах погребет под собой остальную экономику. Зато реальный сектор, который способен вытащить всех из кризиса, сидит на голодном пайке. Так в США, России, Евросоюзе. Банки и финансовые фонды взяли нас всех в свои заложники. И шантажирует: не будете нам помогать, вам же будет всем хуже. И ведь помогают!



В России банки получили огромные средства, а экономику не кредитуют. И, между прочим, правильно поступают, в нынешних условиях для этого чересчур велики риски. А они велики потому, что промышленность и другие секторы денег не получают, а значит, и общий спрос не растет. А значит, нет пространства для развития. Что мы имеем в итоге: банки не знают, куда девать деньги, а все остальные отрасли не в состоянии развиваться по причине их нехватки. Из этой ситуации дорога одна — в долгую депрессию.



Такая ситуация в той или степени повсеместно. Но главное: все боятся признать, что мир находится в экономическом тупике, выхода из которого не то что не знают, но он слишком страшный. Никто не решается сказать: так как жили, больше жить нельзя, нужно затягивать пояса не только грекам, но и американцам. Невозможно наращивать спрос за счет финансовых пузырей, нужно больше производить. А производство-то уже за границей.



Кто-то должен начать глобальное реформирование, бросить вызов сформировавшемуся экономическому молоху. А это означает принести себя, свою страну в жертву. Но никто не готов к таким поступкам. Все смотрят друг на друга, все надеются получить помощь от соседа, международных организаций. Хотя в мире работают различные комиссии по реформированию мирового экономического порядка, никто точно не знает, действительно ли что-то происходит в этом направлении или идет имитация активности.



Что ж, подождем до следующего кризиса. Случай подобный тому, что произошел с Lehman Brothers, непременно повторится.
stalker вне форума   Ответить с цитированием