Скупой платит дважды
Как руководство нефтяного гиганта BP пренебрегло рисками
Произошедшая 22 апреля авария на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon на шельфе Мексиканского залива унесла жизни 11 человек, нарушила экоравновесие региона и принесла значительный ущерб владельцам компании BP, которая была заказчиком этого неудавшегося исследовательского бурения.
Более месяца не удавалось остановить утечку нефти. (Вроде бы 4 июня всё же остановили). Однако, учитывая возможные последствия для BP, котировки акций компании остаются на весьма высоких уровнях, потеряв всего 30%. В этом обзоре мы постараемся понять, почему при 100%-ном свободном обращении акций компании желающих продать эти бумаги оказалось относительно немного, и рассмотрим различные варианты развития событий и соответствующие им ценовые уровни.
Обама за и против
Примерно за месяц до катастрофы на шельфе в Мексиканском заливе президент США Б. Обама снял запрет на подводное бурение у берегов Аляски в целях сокращения импорта углеводородов.
После аварии взгляды и решения первого лица США кардинально изменились. Сейчас мораторий на шельфовое бурение установлен на ближайшие шесть месяцев. И это не удивительно, ведь недовольство населения нарастает с каждым днём, невозможность справиться с повреждением скважины и распространяющиеся нефтяные пятна вынуждают руководство страны отказываться даже от самых выгодных и перспективных проектов.
Цена вопроса
По заявлению руководства BP, причиной аварии стало стечение обстоятельств. Из-за одного грубого нарушения и множества мелких и после 36-часового пожара нефтедобывающая платформа взорвалась. Похожее мнение о причинах катастрофы и у министра внутренних дел США, заявившего, что компания BP и её партнёры допустили «очень крупные ошибки».
По мнению других экспертов, вина за случившееся лежит на администрации Дж. Буша-младшего, члены которой по большей части лоббировали интересы нефтяников, не обязав устанавливать специальное оборудование, оказавшееся, по мнению «королей черного золота», слишком дорогим ($0,5 млн).
В результате BP удалось сэкономить полмиллиона долларов. Рассчитаем, сколько может стоить эта «экономия» сегодня. Не учитывая бесценных жизней 11 человек, невосполнимого вреда экологии, деловой репутации компании и лишения возможности вести дальнейшие разработки шельфовых месторождений, убытки складываются из:
* упущенной выручки от продажи нефти, которая уже вытекла. По оценкам самой компании, в сутки из скважины вытекает порядка 16 тыс. барр. нефти. Если взять среднюю цену нефти за последние полгода ($80 за барр.), то на сегодня (!) убыток составляет более $50 млн. И неизвестно, когда утечка нефти будет остановлена и во сколько раз возрастёт это число к тому моменту;
* штрафов. По законам о «Чистой воде» и «Нефтяном загрязнении» компания должна будет уплатить $1100 за каждый баррель, вытекший в залив из повреждённой скважины. Получаем сумму порядка $ 740 млн. И это опять-таки очевидный убыток только на сегодня;
* стоимости очистки и возмещения вреда. К середине мая компания потратила порядка $450 млн на очистку окружающей среды и выплаты за причиненный урон. По оценкам рейтингового агентства Fitch, стоимость ликвидации последствий аварии может составлять $2–3 млрд.
По оценкам экспертов, компания может не справиться с последствиями аварии до декабря, что в нефтяном эквиваленте составляет 4 млн. барр. нефти убытка. Переводя это в доллары по перечисленным выше «тарифам», получаем весьма внушительную сумму $5 млрд
Вот так, сохранив $0,5 млн, компания может потерять порядка $7,5 млрд без учёта нематериальных убытков.
|